Рекомендации

Весь мир приходит к пониманию, что для эффективного использования ЭОР, информатизации образования в целом требуется развитие новых образовательных технологий. Доминирующими тенденциями в этом процессе является расширение возможностей учащегося в самостоятельной учебной работе (аудиовизуальная информация, практика, аттестация – «дома») и рост творческого компонента в деятельности педагога в аудитории. Предполагается постепенный переход в деятельности педагога от вещания к дискуссии с учениками и перенос многих традиционно аудиторных видов занятий во внеаудиторную (самостоятельную) часть учебной работы.

Ученые-методисты давно пришли к выводу: элементы истории математики, которые являются эффективным средством возбуждения интереса у учащихся к предмету, является одним из средств патриотического воспитания учащихся.

Действительно, ознакомление учащихся с жизнью и творчеством отечественных ученых, показ их стремления возвеличить науку родной страны имеют огромное воспитательное значение в формировании у школьников чувства патриотизма, понятия дома, преданности Родине.

Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. Еще в конце XIX века – начале XX он обсуждался на съездах преподавателей математики. Ему были посвящены в нашей стране и за рубежом специальные работы.

В разное время ученые и методисты по-разному определяли цели введения элементов истории математики в преподавание в зависимости от общественного строя той или иной страны и общих задачах школы. Однако общим почти всегда были и остаются поныне следующие цели:

1) повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими фактического материала;

2) расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.

В наше время юноша или девушка, оканчивающие среднюю школу, должны иметь представление о месте и роли математики в современной передовой культуре.

Одно сообщение сведений по истории математики далеко не всегда способствует достижению тех целей, о которых говорилось выше. Знакомство учеников с историей математики означает продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы. Залог успеха состоит в умелом использовании элементов истории математики таким образом, чтобы они органически сливались с излагаемым фактическим материалом. (Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972. )

Следует широко использовать для ознакомления с историей математики уроки закрепления пройденного, что будет способствовать оживлению этих уроков.

Знакомство учеников с фрагментами истории математики в связи с изучением основ предмета на уроках и факультативных знаниях имеет вполне определенные цели, а именно:

1. Сведения из истории повышают интерес школьников к изучению математики и углубляют понимание ими изучаемого раздела программы;

2.Ознакомление с историческими фактами расширяет умственный кругозор учеников и повышает их общую культуру, позволяет лучше понять роль математики в современном обществе;

Современная школьная программа указывает на необходимость знакомства учеников с фактами из истории математики и биографиями великих математиков. Но в программе нет конкретных указаний, какие сведения из истории, когда и как сообщать школьникам. Знакомство учеников с развитием математики означает продуманное, планомерное ознакомление на уроках с наиболее важными событиями из истории науки в органической связи с систематическим изучением программного материала. Лишь такое тесное сплетение истории и теории обеспечат достижение указанных целей.

Координируя изучение математики с другими предметами, в частности с историей общества, подчеркивая роль и влияния практики на развитие математики, указывая условия (а иногда и причины зарождения и развития тех или иных идей и методов), мы тем самым способствуем развитию у школьников диалектического мышления и мировоззрения, содействуем процессу их умственного созревания сознательному усвоению ими учебного материала. Достигнутое таким образом более глубокое понимание школьного курса математики, безусловно, вызовет у школьников повышение интереса к предмету, с историческим материалом. Однако вопрос о формах использования элементов истории математики на уроках почти полностью подчинён главному вопросу– связи изучаемой в школе математики с историей. Какая бы ни была форма сообщения исторических фактов: краткая беседа, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка,– использованное время (5-12 минут) нельзя считать потерянным напрасно, если учитель сумел преподнести исторический факт в тесной связи с изучаемым на уроке теоретическим материалом. Опыт работы учителей подсказывает, что следует использовать для ознакомления с историей математики уроки закрепления пройденного, что способствует повышению интереса учащихся к таким урокам. Главную методическую трудность представляет вопрос о том, как на деле сочетать изучение определённого раздела программы с изложением соответствующего исторического материала. Преодолеть эту трудность можно лишь постепенно в ходе планомерной и скрупулезной работы.

Математика и история – две неразрывные области знания. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять.

3.Знакомство с историческим развитием математики способствует общим целям воспитания подрастающего поколения.