Игры и игровые формы занятий во внеклассной работе по математике

Формирование личности школьника происходит в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, причем на различных  этапах обучения, для различных возрастов разные.

Виды деятельности необходимо рассматривать во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости. Это правомерно и для игровой деятельности, особенно если речь идет о воспитании и обучении детей, для которых игровая деятельность является ещё и потребностью.

Использование потребностей детей к игре порождает особый вид игр – дидактической игры и особую форму занятий – игровую форму. Под дидактической игрой понимается игра, используемая в целях обучения и воспитания. Под игровым занятием понимается занятие, пронизанное элементами игры или содержащее игровую ситуацию.

Следует различать игру, дидактическую игру и игровую форму занятий, хотя это деление условно.

Игра есть осмысленная деятельность, мотив которой лежит в самой деятельности. Участие в ней определяется желанием.

Дидактическая игра отличается тем, что участие в ней обязательно и определяется требованием учителя.

Эффективность дидактических игр состоит в том, что они рассчитаны на широкий диапазон мотивов.

Игровое занятие может включать одну или несколько связанных между собой дидактических игр. Игровое  занятие тоже является обязательным. Мотив деятельности может определяться для ученика и игровыми  моментами, и сюжетом, и правилами.

Дидактические игры и игровые занятия, разработанные с учетом особенностей игр подростков, особенностей предмета и конкретных условий отличаются эмоциональностью, у школьников они вызывают умственное напряжение, обостряют интеллектуальные процессы.