Календарные расчеты

Древнейшая русская математическая рукопись, сохранившаяся до наших дней, датируется 1136 годом — временем, когда единая Киевская Русь стала неудержимо разваливаться на мелкие, враждующие княжества.

Автором рукописи  «Учение им же ведати человеку числа всех лет» был новгородский дьякон и «числолюбец» по имени Кирик. Благодаря запискам Кирика, мы можем судить, что уровень математических знаний в ХII веке был на Руси не ниже, чем в Западной Европе. Записки содержат Значки на суммирование прогрессий, связанные с приплодом коров и овец, исчисление коли­чества месяцев, недель и дней, прошедших со дня сотворения мира; вычисление размеров Солнца и Луны по астрономическим данным (при этом число п считается равным 3 1/8).

А самой сложной задачей было вычисление дат празднования Пасхи. Как известно, даты ряда церковных праздников непостоянны. От года к году они определяются по довольно сложным правилам, связанным с движением солнца и луны. Вычисление дня Пасхи (с этим церковным праздником жестко связаны даты других праздников церковного календаря) представляют поэтому непростую математическую задачу.

По православным канонам этот праздник приходится на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Таковым считается полнолуние, наступившее между 21 марта и 18 апреля (по старому стилю. Последовательность дат зацикливается только через 532 года.

Чтобы вычислить даты Пасхи на много лет вперед, надо сопоставить периодичность солнечных и лунных движений, обладать основательными знаниями и навыками в астрономии и математике.

В начале «Учения» указывается, что написано оно в 6644г. от «сотворения мира» (в 1136г. по принятому сейчас у нас летоисчислению), и что от «сотворения мира» прошло 79728 месяцев или 346673 недели, или 2 426 721 день, или 29 120 652 дневных часов и столько же ночных.

После этого сообщается как вычислить так называемый «солнечный», «лунный» и «великий» круги и, наконец, указывается, на какой из дней приходится праздник пасхи в текущем году.