Головин Михаил Евсеевич

Добрая слава талантливых выходцев из холмогорской округи была под­креплена племянником М. В. Ломоносова. Младшая сестра Ломоносова - Мария Васильевна Головина назвала сына в честь своего брата Михаилом. Девятилетнего Мишу отправили из Матигор в Петербург, где дядя принял живое участие в дальнейшей судьбе племянника и крестника, устроив его учиться в академической гимназии. Сестре Ломоносов писал: "Я не сомневаюсь, что он через учение счастлив будет... ".

Способному Мише Головину повезло: его учителем стал великий математик и физик Леонард Эйлер, работавший в то время в Петербургской Академии наук и деятельно участвовавший в подготовке русских математиков. Михаил Головин оказывал большую помощь своему учителю, терявшему в конце жизни зрение, в подготовке к изданию трудов по математике, механике и физике, участвовал в разработке ряда теоретических вопросов, интересовавших Л. Эйлера.

Для способного ученика уроки не прошли даром. Переведенная им с французского языка "Морская наука" Л. Эйлера стала первым русским учебником по кораблевождению. Одобрение учителя получила самостоя­тельная работа "Краткое руководство к механике". В девятнадцать лет Михаил Головин становится адъюнктом Академии по математике и опытной физике, а затем Почетным академиком. Им были выполнены ценные исследования по тригонометрии и стереометрии. Он первый ввел понятие вектор, оформившееся в науке лишь в конце XIX в.

Разработал методику обучения и составил оригинальные и переводные учебные руководства для народных училищ по арифметике (ч. 1—2, 1783—84), геометрии (1786), физике (1785), механике (1785), астрономии (1789), архитектуре (1789). Пособия неоднократно переиздавались. Преподавал эти дисциплины в Петербургском главном народном училище, Смольном институте, Пажеском корпусе и Учительской семинарии (в 1786—89 проф.), где создал первый в России учебный физический кабинет. Определяя объём знаний и последовательность преподавания физики и математики, старался учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. Его учебники снабжены большим количество рисунков, однако предпочтение он отдавал предметной наглядности, рекомендуя учителям использовать приборы, машины, инструменты, модели, чтобы «изъяснять свойства тел и явлений так, как они в самом естестве оказываются». Среди учеников Г. были основоположник отечественной электротехники В.В.Петров, математик Т. Ф. Осиповский и др.

М. Е. Головин активно участвовал в подготовке к изданию первого пол­ного академического собрания сочинений М. В. Ломоносова в шести час­тях (СПб., 1784-1787).

Умер и похоронен М. Е. Головин в Петербурге.