Швейцарские ученые на службе у русской науки

Среди первых швейцарцев, прибывших в столицу Российской империи, были ученые, приглашенные для постоянной работы в Россию и получившие профессорские места в Академии Наук. Академия была идей Петра, который к сожалению умер за год до ее открытия в 1725 г.

В короткий срок Академия Наук завоевала прочный авторитет в европейских научных кругах. В России не было в то время академических учреждений, таким образом государству пришлось привлекать иностранных профессоров.

В самом деле в первые 20 лет работы Академии в ней не было ни одного русского ученого. В целом, на протяжении XVIII в. в ней работало 111 иностранных ученых. По количеству приглашенных профессоров немцы занимали первое место.
Швейцарцы насчитывали 9 ученых: довольно впечатляющая цифра, если для сравнения привести число французских и английских академиков (соответственно 4 и 1).

Династии Эйлер и Бернулли

Две выдающиеся швейцарские династии Эйлер и Бернулли из Базеля навсегда связали свою судьбу с Россией, а труды этих ученых по праву вошли в историю русской науки. Николай и Даниил Бернулли приехали в Петербург в 1725 г. Николай, профессор математики и автор ценных трудов по механике, умер в 1726 г. от язвы желудка, Даниил (1700-1782) продолжал работать до 1733 г., занимаясь изучением гидродинамики.

Его труды лежат в основе современного понимания законов гидродинамики и гидравлики, использующиеся в широком спектре наук, начиная геологией и заканчивая астрономией. В 1733 г. он возвратился в Базель, где получил место профессора по физиологии. Из его писем можно сделать вывод, что он скучал по интеллектуально стимулирующему окружению, которое было в Петербурге, а также по оборудованию, предоставленное Академией Наук в распоряжение ученых.

Даниил Бернулли обычно обсуждал свои идеи с Леонардом Эйлером (1707-1783) – одним из самых талантливых математиков, каких только рождало человечество. Эйлер был учеником Иоганна Бернулли, отца Даниила Бернулли. Став магистром философии, он вскоре получил приглашение от президента Академии Наук занять должность адъюнкта (помощника) Даниила Бернулли, академика, который рекомендовал кандидатуру молодого ученого. Эйлер был человеком гениального ума и полон энтузиазма. Ему были подвластны математическое естествознание, проблемы техники, логики, философии. Будучи математиком по призванию, Эйлер успешно работал в области астрономии, картографии и механики. В отличие от других иностранных ученых, он не только выучил русский язык, но даже умел писать на нем.

Эйлером была придумана числовая игра «Латинские квадратики», ставшей прообразом современного судоку. Его интерес к трехмерным моделям привел к открытию теоремы о выпуклых многогранниках, доказательством которой служит обыкновенный футбольный мяч, сшитый из лоскутов кожи и имеющий сферическую форму.

В 1741 г. он принял приглашение прусского короля Фридриха II, пожелавшего возродить Берлинское научное общество.

В 1766 г. русской царице Екатерине II удалось убедить Эйлера возвратиться обратно в Академию, где он оставался до самой смерти, почти совсем потеряв зрение.

Великий немецкий математик Фробениус так отзывался об Эйлере: «Эйлеру не хватало только одной вещи, чтобы стать великим гением: быть непонятным для окружающих».

Сын Эйлера, Иоганн Альбрехт (1734 - 1800), последовал за отцом в Петербург, где стал академиком по физике, а позднее, в 1769 г. – секретарем. С начала 1740 г. обстановка в Академии изменилась к худшему, до тех пор пока на пост президента Академии не была назначена принцесса Екатерина Романовна Дашкова (1744-1810), которой удалось возродить былую славу Академии. Иоганн Альбрехт очень быстро подружился с княгиней, которая отличалась образованностью и энергией. Она часто приглашала его к себе в гости, где они допоздна засиживались за трапезой. Княгиня Дашкова угощала его икрой и устрицами, а Иоганн Альбрехт – «лекерлями», знаменитыми сладостями из Базеля.

Семьи Эйлер и Бернулли породнились, когда 16-летняя дочь Иоганна Альбрехта, Шарлотта, вышла замуж за Якоба, племянника Даниила Бернулли, ставшего в 1786 г. членом Академии. Однако замужество было очень коротким: по истечении двух месяцев после церемонии Бернулли скончался от несчастного случая (утонул в Неве).

Род Фусс

Своими выдающимися математиками известен род Фусс из Базеля, который также был в родстве с родом Эйлер. Первый из них, Николай (1755 - 1826) приехал в Петербург в 1773 г. по приглашению Эйлера, нуждавшемуся в помощнике из-за прогрессирующей слепоты. Николая ему порекомендовал Даниил Бернулли.

В 1783 г. Фусс был удостоен звания профессора математики, а в 1800 г. он стал секретарем Академии. Фусс — автор ряда учебных руководств, которые сыграли заметную роль в развитии математического образования в России. Николай женился на Альбертине, внучке Эйлера, а их сыновья, Павел Генрих (1798 - 1855) и Николай (1810 - 1867) стали известными математиками Петербурга. Третий их сын, Георг (1806 - 1854) стал астрономом, а сын Георга, Виктор (1839 - 1915) пошел по стопам отца и был одним из первых активистов, работающих в Пулковской обсерватории под Петербургом.

Герман Гесс

Герман Гесс (1802 - 1850) (в России известен как Герман Иванович Гесс) родился в Швейцарии, а вырос в России, куда его отец-художник был приглашен на место гувернера. Получив медицинское образование, он вскоре защитил диссертацию на степень доктора медицины. Его страстью всегда оставалась химия. Пробыв три года врачом в Иркутске, он участвовал в геолого-минералогических экспедициях на Урале и в Сибири, проводил анализы минеральных вод и минералов в районе Байкала. Статьи, которые он опубликовал на основании собранных данных, принесли ему известность в Петербурге и вскоре он был избран адъюнктом Академии Наук по части химии. Он открыл лабораторию в Академии, где проводил многочисленные опыты, в частности термохимические исследования. Ему принадлежит открытие основного закона термохимии.

Гесс вел успешно педагогическую работу. Он преподавал в Горном институте, обучая новое поколение специалистов, занимавшееся позднее исследованиями в области горной и металлургической промышленности. Он является одним из первых профессоров в России, начавших лабораторное преподавание химии. В его учебнике появились химические формулы и уравнения, материал излагался с позиций атомистической теории. По нему учился Д.И. Менделеев, великий русский ученый, открывший периодическую систему химических элементов.

Гесс ввел новую химическую номенклатуру. Кроме того, он много трудился на общественное благо, участвуя в таких проектах как строительство систем водоснабжения Петербурга или устройство газового освещения в городе.